Синология.Ру

Тематический раздел


Дан 1

пригодность, уместность, органичность, соответствие занимаемому положению. Важная этико-эстетическая категория, обозначающая «правильное положение элемента в системе», его соответствие предназначению, функциональность. С т.зр. классич. (конфуцианской) этики (см. Конфуцианство) построение жизнеспособной иерархии в об-ве возможно только на основании принципа, в соответствии с к-рым высшие по положению являются высшими и по своим нравств. качествам. Важные для благосостояния социума (Поднебесной) позиции должны быть заняты «мужами благородными» (цзюнь цзы), к-рые одни лишь способны обеспечить соблюдение всеми принципов справедливости, «общего блага» (гун [2]), следовательно, и устойчивость обществ. системы (напр., династии) в целом. Напротив, пребывание на высших постах безнравственных личностей характеризуется как «несоответствие [качества людей] занимаемым позициям» (бу дан) и рассматривается как фактор неустойчивости иерархии и предпосылка ее быстрой деградации и краха. С т.зр. натурфилософской теории инь–ян также желательно, чтобы важнейшие (доминантные) позиции в социуме занимали «янные» (т.е. мужские) элементы, поскольку и в природе высшая позиция (Абсолюта) закреплена за «янным» небом (тянь [1]). На этом основании натурфилософия выступала против женщин — напр., вдовствующих императриц на троне, т.к. в этом случае «янная» позиция была занята «иньным» элементом, что противоречило правильному соотношению ведущих (ган [2]) и ведомых элементов системы. Наглядной демонстрацией натурфилософской концепции «инь-янной» системы подчиненности-доминирования служила звуковысотная система, теоретическая разработка к-рой была в основном завершена уже в эпоху Хань (III в. до н.э. — III в. н.э.). В музыкально-теоретической лит-ре категория дан [1] относится к положению музыкального тона в гармоническом звукоряде (люй [1]), причем, согласно натурфилософской утопии, хорошо устроенный, «упорядоченный» (чжи [11]) социум подобен такому звукоряду и потому «гармоничен» (хэ [1]). Задача по «настройке», или гармонизации, Поднебесной возлагается теорией на ее главный элемент — правителя-вана [1], а успешной его деятельность оказывается тогда, когда он следует «царским путем» (ван дао), т.е. руководствуется принципом «общего блага». «Царский путь» в нравств. смысле противоположен пути ба [1]-гегемонов (где ба [1] —обозначение властвования при помощи силы — ли [4], а не добродетели — дэ [1], т.е. посредством насилия, а не морального совершенства). Если какой-либо элемент системы (включая и самого вана [1]) не отвечает (бу дан) своему функциональному предназначению-«роли», возникает некое «служебное несоответствие», к-рое объясняется моральной деградацией данного индивида. Последняя, в свою очередь, есть следствие его неспособности справиться с собств. страстями (юй [1]), т.е. связана с потерей контроля над эмоциональной сферой (цин [2], букв. «чувственность»). Если в «упорядоченном» индивиде как психосоматич. единстве органы чувств (у гуань, букв. «пять чиновников, подчиненных») находятся под управлением «центра» — сердца (синь [1], букв. «ум/сердце» — центр. орган, контролирующий четыре остальных — селезенку, легкие, печень и почки), в индивиде, «безрассудно» отдавшемся своим чувствам, органы (гуань) действуют самовластно. Это означает, что разум и соответствующее моральное сознание больше не являются критерием поступков такого индивида, вступившего на путь «хаоса», ведущий в конечном счете к самоуничтожению (в случае правителя — и к уничтожению его гос-ва). Если выправить положение (самому или при помощи конфуцианца-советника) не удается, такой правитель как негодный элемент почти «автоматически» (на самом деле за этим стоит дан [1] — закон Абсолюта) заменяется пригодным. Эти перемены образуют событийную (видимую) часть истории, приобретающей в этом контексте «нравственное» (дидактическое) измерение, всячески подчеркиваемое и сознательно усиливаемое конфуцианскими моралистами-историографами.
 
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006. Т. 1. Философия / ред. М.Л.Титаренко, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов. - 2006. - 727 с. С. 219-220.

Автор:
 

Синология: история и культура Китая


Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет
© Copyright 2009-2024. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.